ТРИ В ОДНОМ, или о веселом почти серьёзно

Для начала просьба. Наберитесь терпения и прочтите до конца нижеприведенную цитату. Если Вы не вспомните или не угадаете её автора, то это не важно. А может быть и лучше. Попытайтесь определить, когда это всё было изложено.

«Современное беспокойство. Современная подвижность все прогрессирует к Западу, так что американцам все жители Европы представляются существами наслаждающимися и любящими покой, тогда как ведь и последние жужжат и суетятся, как пчелы и осы. Эта подвижность так велика, что высшая культура не может уже пожинать своих плодов — времена года как бы слишком быстро следуют друг за другом. Благодаря недостатку покоя наша цивилизация переходит в новое варварство. Никогда деятельные, т. е. беспокойные, не имели большего влияния, чем теперь. Поэтому к числу необходимых корректур, которым нужно подвергнуть характер человечества, принадлежит усиление в очень большой мере созерцательного элемента»

Если Вы не узнали автора, то всё же очевидно догадались, что это сказано не вчера. Однако воспринимается как сегодня.

Фридрих Ницше написал эти строки в конце XIX века, в 1878 году.

Уж если, когда-то (читай и сейчас) суетливым американцам жители Европы казались вялыми существами, любящими покой и наслаждение, то мы-то, находящиеся еще восточнее, наверняка воспринимались совсем какими-то увальнями, медведями косолапыми.

Но так ли это? Не думаю, что мы были такими в тот период, а тем более сейчас. Как часто Вы видели созерцателя? Я не имею в виду совсем стареньких или немощных людей, для которых вполне естественно желание погреться на солнышке, отрешенно взирая на небо. Бомжи и полоумные, тем более не в счет, по вполне понятным причинам. Но если обыкновенный человек «засозерцался», то сразу реакция: «Закрой рот простудишься», «Не разевай варежку», «Не считай ворон», «Не спи — замерзнешь». В общем-то, тоже не вчерашние выражения. Их мы с детства слышим. Уж какое тут созерцательство. Если этого процесса стеснялись уже в конце 19-го столетия, то о чем говорить сейчас. Мы ж не тибетские монахи, не индийские йоги. Мы в большинстве своем не медитируем, не созерцаем. Мы бежим, спешим, торопимся и этот процесс уже не остановить. Нам уже кажется, что развелось слишком много праздных людей и праздников.

Да ничуть не больше, чем в прежние времена. Но ощущение такое, что если раньше (не так давно лет 3040 назад) праздники были для отдыха, то теперь они для того, чтобы поработать над тем, чего не успели сделать в будни. Уловили что-то знакомое? «Трудовые будни — праздники для нас». А дальше пелось, что мы к коммунизму на пути. Остановились. Засомневались. Откат пошел. Причем в темпе, очень быстро и беспокойно. Теперь праздники для нас — это трудовые, беспокойные будни. А Ницше-то, которого в приверженности к социализму-коммунизму трудно заподозрить, не про этот ли процесс сказал: «Благодаря недостатку покоя наша цивилизация переходит в новое варварство».

Действительно, очень похоже на новый виток цивилизации на новом уровне и в новое варварство. Прогресс налицо: интернет, мобильная, автомобильная связь. Уже не люди плечами, а автомобили бамперами толкаются. А человек-то. Он что стал лучше, мудрее, добрее, приветливее? Да ему и задуматься как-то некогда об этом.

Только Рождественские праздники и Новогодние каникулы закончились, а уже 23 февраля и тут же 8 марта. Как успеть все перепраздновать? Да еще и радоваться, но без приставки «пере-» желательно. Типа: переедание, перепивание, несмотря на другую приставку «не-»: недосыпание, недосуг, недостаток свободного времени.

Несмотря на все вышеперечисленное большинству сотрудников Обнинского РАСТРа удалось в своем коллективе и отпраздновать, и порадоваться весенним праздникам. Вот такой своеобразный активный покой. Более того, в духе времени, которое заставляет нас обращаться к своим корням, несмотря на бешеный ритм, отсутствие ярко выраженных идеалов и реальной высокой цели в жизни (деньги, деньги, деньги — не в счет. Это даже не новое, это старое варварство).

28 февраля 2014г. Казалось бы ничем не примечательный день. А вот и нет. Масленица. В этом году масленичная она же сырная неделя началась 24-го февраля, а закончилась 2-го марта. Этот праздник прихода весны и проводов зимы наши предки — древние славянские народы начали отмечать задолго до крещения в православную веру. Из язычества он благополучно, что радует, перекочевал в христианство и был назван днем святого Власия. Выражение: «У Власия и борода в масле», — свидетельствует о приходе веселого, задорного, щедрого на еду и напитки, богатого разнообразными древними традициями, обрядами и развлечениями праздника. О них можно писать и говорить очень долго. Древние обряды и ритуалы менялись в большей или меньшей степени, как и порядок проведения праздника, но неизменной осталась традиция печь блины и угощать ими родственников и друзей. Блины, символизируют солнце. Они такие же круглые, желтые и горячие. Как считалось, вместе с ними люди получают солнечное тепло и силу. А песнями и плясками завлекают солнце и славят приход весны. Какой чудесный общенародный праздник.

Может быть, даже не в силу материальных проблем, а именно из-за отсутствия времени, которое до предела уплотнено нашей бурной жизнью, всё труднее становится отмечать праздники в коллективах предприятий и организаций. У всех слишком много домашних дел и забот.

Хочется наполовину в шутку, а наполовину всерьез (после упоминания такого светлого праздника как масленица, по иному как-то и не получается) сделать пафосное заявление: в сложный период, в напряженной и не только внутренней, но и международной обстановке, в недрах РАСТРа родилась не менее светлая, чем сама масленица, идея. Справедливости ради следует отметить, что она родилась у женской части представителей РАСТРовского коллектива. Мужчины, конечно, тоже умеют рождать (не путать с «рожать», поскольку имеются в виду всего лишь идеи). Но если рождение идеи происходит у лучшей половины человечества, которой этот процесс предназначен природой, то результат, как правило, бывает не только плодотворным, но и ошеломляющим.

А почему бы не совместить, ввиду отсутствия свободного времени и средств, три праздника в одном подумали наши женщины. 23-е февраля, масленицу и 8-е марта. Необычно, непривычно, но практически беспроигрышно. Эта идея попала на благодатную почву. В общем-то, именно женщины и реализовали её на практике. Ни в коем случае не призываю, перестать отмечать порознь 23-е февраля и 8-е марта, но провести их совместно с масленицей — означает отпраздновать их как минимум весело. Достаточно просмотреть только часть сделанных снимков, чтобы убедиться в этом. Конечно, не на всех предприятиях есть условия для проведения праздника на открытом воздухе. В Обнинском РАСТРе по счастью есть. И погода 28-го февраля пошла нам навстречу. День был солнечный, в меру морозный. Не холодно, но снег еще не начал таять. Иначе были бы проблематичны такие развлечения как перетягивание каната, хороводы, пляски. Скажите, пожалуйста, как давно Вы плясали? Я не про ритмичные телодвижения, которые практически каждый способен совершать под музыку. Но благодаря ведущим нашего праздника организаторам-скоморохам (у них и наряд был соответствующий и содержание — «не скучай») сотрудники РАСТРа приняли участие в плясках. Для себя, к примеру, открыл, что движение в танцах (плясках, переплясе) начинается с правой ноги, в отличие от армейского передвижения в строю или поодиночке — где всегда с левой.

Также, это скорее, как говорится, не знал, да забыл, что руководителя улицы в былые времена называли «шишкой». Из нашего состава активных участников скоморохи-ведущие тоже организовали две улицы для соревнований. Улицу Шишкинскую — возглавил шишка Мальчиш-плохиш. Улицу Мододежную — Владимир Красно солнышко. Уже по именам и названиям улиц становится понятно, что люди собрались пошутить и повеселиться. Победила, конечно, дружба и обошлось без шишек.

Очень веселые шутки-прибаутки про дударя, у которого болит, то голова, то спина, то пяточки. А вокруг него мы водим хоровод. Сначала в полный рост — голову лечим. Потом согнувшись — спину. После, соответственно, вприсядку — от коленей до стоп удовольствие с нагрузкой. А когда этот процесс закончился и дударь на вопрос: «Что болит?» Ответил: «Да, ничего вроде не болит». Не знаю, как другие, а я с облегчением вздохнул: «Слава богу, всё закончилось». Но поймал себя на мысли, что фактически только, что под смех и прибаутки в хороводе, прошел курс упражнений по массажу тела с головы до пят. Да, и правда вроде спина меньше болеть стала. Настроение само собой — и сначала было неплохим, а после великолепным стало, как этот солнечный праздничный день.

Медовуха, чай, блины с красной икрой, шашлыки. И это на свежем воздухе. Очень вкусно, очень весело. Очень полезно — морально и физически. И праздник, и общение. Не созерцательство, но и не никчемная суета. Активное, познавательное времяпровождение. Уж точно не «новое варварство», и не старое. Это всё в духе наших лучших традиций и обычаев, которые не следует забывать. Которые передаются из поколения в поколение, и благодаря которым мы чувствуем свою общность, единение. А может быть в этом и смысл жизни, и нашего существования?

Как и следовало, в соответствии с традициями и обычаями наших предков, празднование закончилось сожжением чучела зимы, на которое каждый участник повязал ленточку желания, чтоб оно исполнилось.

Всем участникам (язык не поворачивается сказать «мероприятия») праздника, веселого задорного праздника всё происшедшее понравилось. Эксперимент удался, а потому нельзя сказать, что первый блин — комом. Действительно, очевидно не все сотрудники РАСТРа поняли, что это такое будет — три в одном. Или не поверили, что подобное сочетание может пройти весело. Потому не все приняли участие. Поспешили к домашним делам. Жаль, много потеряли. Где-то в закоулках памяти ожила пословица: «Кто масленицы не видал, блинов не едал, тот и жизни не видал». Не уверен, что в пословице именно «жизни не видал» говорится. Возможно, там про счастье было. Ну, пусть будет: «счастливой жизни не видал». А мы увидели, и постараемся в будущем другим показать. Точнее — приобщить к веселому и прекрасному.

В.Бернер